Коррекционно-развивающие занятия с элементами Арт-терапии для детей младшего подросткового возраста «Мой яркий светлый мир»

На занятиях цикла «В поисках своего Я» подростки получают возможность исследовать себя в доверительной групповой атмосфере со сверстниками, сформировать позитивное представление о себе, которое поможет преодолевать любые трудности этого непростого этапа жизни.

Группа создает условия для поиска себя, ставя перед подростком актуальные жизненные вопросы — сможет ли он преодолеть свою тревогу быть отвергнутым и проявить себя, или попросить что-то у другого, не испугавшись отказа, или наоборот проявить свое несогласие с кем-то, получить эмоциональную поддержку или столкнуться с неприятием своего поведения другими участниками, и возможно, измениться благодаря этому.

Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время изменения представлений о себе и окружающем мире. Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность исследовать себя в доверительной групповой атмосфере со сверстниками, сформировать позитивное представление о себе, которое поможет преодолевать любые трудности этого непростого этапа жизни.

Коррекционно-развивающие программы характеризуются сравнительно высоким уровнем интерактивности, то есть участники не только вовлекаются в совместную деятельность, но и активно взаимодействуют друг с другом. При этом данный возраст накладывает обязательства на ведущего подобрать интересные вовлекающие детей визуально-пластические средства и образы, а также выразительные движения и ролевые игры, которые помогут детям раскрепоститься и в доверительной атмосфере исследовать собственное Я.
Общая логика проведения программы заключается в постепенном усложнении видов деятельности и в повышении нагрузки на различные сферы для стимуляции развития комплекса навыков и проявления терапевтического потенциала группы.

Для начала работы обычно подбираются упражнения, позволяющие детям познакомиться друг с другом. Например, упражнение «Знакомство по кругу», где каждый участник называет свое имя и какое-нибудь прилагательное на ту букву, с которой его имя начинается: Анна – Аккуратная. Стоящий следующим по кругу повторяет имя и качество предыдущего участника и называет свое, и так пока круг не замкнется. Это позволяет детям сконцентрировать свое внимание, и начать запоминать имена друг друга. Закрепить запоминание и усилить коммуникацию можно следующим упражнением: ребенок смотрит в глаза другого участника, и хлопая в ладоши, называет его имя. Этот участник должен как бы поймать хлопок, хлопнув одновременно в ладоши и передав далее хлопок по кругу, называя имя следующего участника.

Очень хорошо зарекомендовало себя упражнение «Алфавит»: дети молча и без использования каких-либо знаков выстраиваются в шеренгу – впереди встает тот, у кого имя начинается с букв, стоящих в начале алфавита и так далее. Такое упражнение помогает группе почувствовать себя единым целым. Усилить это ощущение сплоченности можно игрой на скорость, в которой группа должна быстро делиться по принципу схожести. Например, налево встают те, у кого волосы светлые, а направо те, у кого темные. Так в непринужденной игровой манере дети знакомятся друг с другом, начинают чувствовать свою схожесть друг с другом и сопричастность группе. Это дает ощущение безопасности, что позволяет двигаться дальше.

Одна из первых тем — «Кто я, какой я?» Групповые занятия дают возможность открывать мир собственного Я и укреплять свою идентичность с помощью обратной связи других участников. Часто мы, и дети, и взрослые, имеем множество самых разных фантазий о себе, о том какие мы, чего мы хотим или не хотим. Мы можем представлять, что мы добрые или злые, щедрые или жадные, открытые или закрытые, но только реальные взаимодействия с людьми помогут нам подтвердить или опровергнуть эти представления о себе в реальном мире, и тем самым формировать уникальность своего Я, которое и есть наша идентичность. Наличие Другого есть необходимое условие обнаружения себя. Групповое пространство взаимодействия дает эту возможность. Это пространство такое же, как и сама жизнь, только более безопасное, за счет наличия групповых правил и ведущего.
Группа создает условия для поиска себя, ставя перед подростком актуальные жизненные вопросы — сможет ли он преодолеть свою тревогу быть отвергнутым и проявить себя или попросить что-то у другого, не испугавшись отказа, или наоборот проявить свое несогласие с кем — то, получить эмоциональную поддержку или столкнуться с неприятием своего поведения другими участниками, и возможно, измениться благодаря этому.

Ведущий помогает детям раскрывать тему «Кто я, какой я?» через проживание себя в играх и упражнениях. Лучше идти от более понятного, внешнего, что можно увидеть и пощупать к более глубокому внутреннему. Начинаем с более простых упражнений, например, «Кого загадал ведущий?» Дети закрывают глаза, а ведущий называет тот или иной внешний признак одного из ребят (волнистые волосы, карие глаза и т.д.). Детям необходимо догадаться, кого имеет ввиду ведущий.

Еще один метод, который помогает проявить тему «Кто я, какой я» — использование сказки, помогающей детям яснее понять свой внутренний мир через идентификацию с персонажами сказки. В нашем случае на тему идентичности была подобрана сказка «Чайка, которая хотела быть самолетом» (О. В. Хухлаева), которая показывала детям как важно быть самим собой, укрепляла веру в себя, мотивировала одобрять принятие идентичности каждого. Детям предлагалось обсудить сказку, нарисовать понравившихся героев, объяснить, чем они симпатичны и находит ли ребенок похожие черты у себя. Часто дети выбирали трудного и непонятного персонажа, но при этом чем-то привлекающего внимание. Тогда, разбирая этого героя, ребенок распутывал внутри себя какую-то важную тему.

В группе полезно вводить ритуалы для укрепления групповой целостности. Например, в самом начале, можно зажигать свечу и, передавая ее по кругу, слушать рассказ каждого ребенка о важных для него событиях недели, о том в каком он сейчас настроении и что он ожидает от встречи.

Следующая тема – «Я могу». Цель данной темы — настроить ребенка на исследование сильных сторон своей личности, на презентацию себя детям с точки зрения своих способностей. Начинать встречу всегда лучше с более простых игровых упражнений. Например, ребята в быстром темпе перебрасывают мяч друг другу, быстро называя какое-либо свое умение. Далее раскрываются более глубокие аспекты этой темы. Ведущий рассказывает детям о мальчике, который потерял одно из своих «могу» — «Могу признавать свои ошибки» и таким образом подталкивает их к пониманию того, что признавать свои ошибки — это наша сильная сторона.

Еще одна из важнейших тем — «Я нужен». Поскольку часть группы составляют приемные дети и дети, воспитывающиеся в дисфункциональных семьях, эта тема всегда болезненна. Важно, чтобы на предыдущих занятиях была создана атмосфера доверия и безопасности, сформировано ощущение, что ребенок справляется с каждым заданием. Также начинаем раскрытие данной темы с точки зрения приобретения ребенком ресурсов, например с помощью упражнения «Кому нужен Я», в котором ребенок перечисляет всех, кому он нужен. Далее раздаются карточки с позитивными высказываниями, например, — «Всегда найдется тот, кому ты нужен» и т.д. Ведущий развивает тему, рассказывая сказку «Некрасивая кошка», где кошка жила на улице, думая, что никому она не нужна, но нашлась семья, которая взяла кошку домой и все были этому очень рады. С помощью данных упражнений каждый ребенок ощущает, что он не одинок в своих трудных переживаниях. Он ощущает, что есть те, кому он нужен. Также сама группа в своей смысловой целостности становится дополнительной общностью нужных друг другу участников, проходящих единый групповой процесс.

Тема следующей встречи – «Чувства бывают разные». Очень часто дети усваивают, что есть запрещенные чувства – то, что чувствовать «неправильно». Как правило, это социально неодобряемые чувства, такие как злость, страх (стыдно быть трусом) и другие. Но есть большая разница между чувствами и действиями, например, злиться – не значит кого-то ударить. Цель – дать детям осознание того, что они имеют право чувствовать и выражать свои чувства приемлемым способом. Здесь для раскрепощения можно предложить детям аквагрим, чтобы они создавали те образы, которые помогли бы интегрировать те чувства, которые ребенку тяжело принять в себе и проявить. Например, застенчивому ребенку можно предложить взять противоположный себе образ смелого, способного открыто проявлять чувства, персонажа, тем самым помогая ему в игровой манере прочувствовать и выразить недоступное прежде чувство.

На последней встрече обычно планируется деятельность, которая поможет детям проявить себя в новом качестве, усваивая и предъявляя группе весь предыдущий опыт работы. На наших занятиях дети предложили построить сцену из подручных материалов, где каждый был готов выступить с каким-нибудь импровизированным номером. Это говорит о том, что в группе был достигнут достаточный уровень доверия. Пригодились все темы, которые мы проживали на предыдущих встречах для того, чтобы хватило смелости импровизировать и выступать. Это и раскрытие собственной уникальности, и вера в свои возможности и нужности близким и другим участникам, и разрешение чувствовать и проявлять разные эмоции, и даже актерский опыт перевоплощений с помощью аквагрима в разные образы.

Дети уносят этот опыт раскрытия себя в безопасном пространстве группы в свою реальную жизнь и становятся более устойчивыми и сильными в проявлении себя в окружающем мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *