Эмоциональное выгорание на кухне, или Как сохранять спокойствие, делая «домашку»

Сейчас многие родители столкнулись с трудностями дистанционного обучения,  с необходимостью, больше чем обычно, участвовать в приготовлении домашних заданий своих детей. Иногда приходится трудно, родители в растерянности, а то и в отчаяниии. Психолог и многодетная мама Анастасия Пелячик делится своим опытом и помогает взглянуть на ситуацию шире.

Самоизоляция – казалось бы, какая радость! Не надо идти на работу, не надо идти в школу. Мы можем жить на даче, наслаждаться вкусной едой, неспешными беседами, хорошими книгами, прогулками по лесу.
Как бы не так… Я с утра до ночи готовлю, делаю задания с детьми и отвечаю на письма и сообщения учителей в вотсапе: «мало», «не вовремя», «неаккуратно», «не то сделали»… Я ложусь в 3 часа ночи, потому что до 22 делаю с детьми уроки, а потом еще надо почитать и помолиться.

И каждый день волна ужаса: мы опять не успели поиграть на пианино. Тренер по хоккею требует, чтобы мы выслали ему запись тренировки сына. В апреле. В лесу… Он «не готов потерять связь с подопечным». А я – потеряла связь с реальностью. Я готова бросить спорт и музыку. Готова остаться на второй год. Мне плохо от глагола to be и сложения отрицательных чисел. Вы даже представить себе не можете, как я отношусь к тоническому трезвучию и полезным ископаемым. А во время ежедневного приготовления супа меня охватывает отвращение. Но я ведь люблю готовить. И еще: я очень-очень хороший преподаватель, простите за нескромность. И мне все равно с кем заниматься: со студентами в университете, с кандидатами в усыновители в Школе приемных родителей или с подростками, готовящимися сдать ОГЭ. Мне всегда нравилось учить. Но не сейчас! Что же случилось? Что происходит?

Моя мама, тоже педагог, прислала мне по вотсапу фотографию заявления директору. Какая-то мамочка просит аттестовать сына по всем предметам, включая предметы, по которым выходит «два». Она собирается немедленно завершить дистанционное обучение ребенка, в противном случае грозится «спиться или повеситься». Наверное, наша бабушка хотела меня повеселить. Но я так хорошо понимаю женщину, написавшую это заявление, что мне ни капельки не смешно. А самое неприятное, что будучи христианкой, я полна обид, раздражения, бессилия и нечеловеческой усталости. Я очень злюсь на учителей, которые навязывают мне бесполезные и бессмысленные занятия, злюсь на детей, которые не способны к самостоятельной работе и плохо понимают объяснения с первого раза, злюсь на мужа, который не помогает или помогает не так.

Думаю, так много негативных эмоций возникает в связи с тем, что я чувствую принуждение, насилие над собой. Но я же взрослый человек! Зачем я добровольно загоняю себя в стрессовую ситуацию?

Как всегда, на помощь приходит спасительная мысль: подумай о ценностях! Итак, что для меня самое главное? Каков мой ценностный абсолют? Жить с Богом. Любить Бога, соблюдать заповеди, любить моих ближних, терпеть, прощать, быть великодушной.

Как это реализуется в быту? Дарить детям радость, поддерживать их, постараться вырастить их добрыми и мудрыми. Важно ли, чтобы они знали наименования всех полезных ископаемых нашей планеты и их условные обозначения? Нет. Да, высокий культурный уровень им не помешает. Но тогда лучше я почитаю им Сельму Лагерлефф «Путешествие Нильса с дикими гусями». И детям удовольствие и мне развлечение. А в результате они знают географию и историю Скандинавских стран.

Для чего я учу их музыке? Я же понимаю, что из них не получатся Ростроповичи и Вишневские. Я хочу, чтобы они выросли неравнодушными к прекрасному, имели склонность к творчеству, были заняты делом в конце концов, а не слонялись по подворотням. Но не по ночам же разучивать гаммы! Не успели – и ладно. Послушаем Гершвина и почистим картошку.

Для чего нам спорт? Для здоровья и формирования активной жизненной позиции. Поэтому мы просто побегаем по лесу в хорошую погоду.
Как изменится наша жизнь и жизнь детей, если в 4 четверти по географии у шестиклассника выйдет «3», а первокласснику сообщат, что он плохо успевает по русскому языку. Да, плохо успевает, у него свой темп, но впереди полвесны и целое лето, и мы иногда, в дождливую погоду, будем писать в прописи и надеяться, что почерк усовершенствуется, а безударные гласные начнут проверяться.

Прочитала чудесную статью Альфрид Лэнгле «Лень, которая нас защищает». В ней говорится о том, что лени, в общем-то, и не существует. Мы всегда чем-то заняты – мы выстраиваем отношения с миром, с самим собой, со своим прошлым или будущим. Но иногда мы делаем то, что важно именно нам в данный момент жизни, а иногда то, что нам навязывают другие. Это не плохо и не хорошо. Бывают времена, когда надо подчиниться чужой воле. Но если это для нас слишком непереносимо, включается механизм защиты – лень. Если мне не хочется что-то делать, значит, мы сопротивляемся чьим-то предписаниям, которые мешают нам быть собой, защищаем свою жизнь. Но мы же точно знаем, что прокрастинация – зло. Зачем откладывать то, что все равно делать придется? Оказывается, у прокрастинации есть позитивная функция – она создает пространство для себя. Время нам необходимо для поиска личного смысла в навязанном деле, для поиска решения задачи.

Получается, что можно не делать с утра до ночи «домашку»? Не можно, а нужно не делать ее целыми днями. Настоящее и будущее наших детей не зависит от количества пройденных тем и записанных упражнений. А вот психическое и физическое благополучие матери напрямую влияет на климат в семье и будущее всех домочадцев.

Я пишу эту статью и вижу, как моя второклассница ловит уток во дворе. Слышу, как мои первоклашки играют в настольную игру. Догадываюсь, что мой пятиклассник делает вид, что якобы решает математику, а сам в это время читает. Шестиклассница в упоении загружает стиральную машинку (дочка с особыми потребностями недавно освоила технологию стирки), а студент колледжа в прострации глядит в телефон. Каждый делает то, что ему хочется именно сейчас, в чем видит смысл. А за окном холодно и завывает пронзительный ветер. У погоды тоже прокрастинация – хочет, чтобы сейчас было именно так. А весенняя погода с солнцем и буйством сочной зелени будет чуть позже, когда природа осознает, что нужное время пришло…
Анастасия Пелячик, психолог ЦСУ ММОМ, многодетная приемная мама

Проект «Семья как благо» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *