Принуждая детей заниматься, ставя перед ними цели в виде отличных отметок, требуя безупречного поведения, мы тратим свои силы и время и редко достигаем желаемого. А самое ужасное, что при этом мы безвозвратно портим отношения с ребятами. И вспоминая золотые школьные годы, что придет в голову нашим выросшим наследникам? Боль, унижение, обида, ругань с родителями, скука и принуждение… Ну не можем же мы позволить детям жить в свое удовольствие, валять дурака! Мы просто обязаны дать им хорошее образование! Только что мы под эти подразумеваем? Давайте задумаемся: для чего дети ходят в школу?
Анастасия Пелячик, психолог ЦСУ ММОМ, многодетная мама.
Вот и сентябрь позади, октябрь к концу подходит. Очередной учебный год в самом разгаре. И если спросить сейчас родителей, какие у них впечатления от школы, то в ответ мы услышим про страхи и тревоги. Зададим тот же вопрос ребятам. Окажется, в большинстве случаев, что они уже устали, надоело им… Тут в Москве каникулы очень кстати подоспели — можно передохнуть. Не получается: колоссальное напряжение не отпускает семьи с детьми школьного возраста.
Что обычно беспокоит, когда речь заходит о школе? Самые частые жалобы, с которыми приходят к психологу – это школьная неуспеваемость, то есть низкие оценки. Переживают взрослые и из-за «плохого» поведения детей на уроках и переменах. Часто расстраиваются в связи с конфликтами дочерей и сыновей с учителями или одноклассниками. Но главная головная боль, обострившаяся с увеличением каникулярного времени или переходом на дистанционное обучение, это нежелание отпрысков делать домашнюю работу.
Принуждая детей заниматься, ставя перед ними цели в виде отличных отметок, требуя безупречного поведения, мы тратим свои силы и время и редко достигаем желаемого. А самое ужасное, что при этом мы безвозвратно портим отношения с ребятами. И вспоминая золотые школьные годы, что придет в голову нашим выросшим наследникам? Боль, унижение, обида, ругань с родителями, скука и принуждение… Ну не можем же мы позволить детям жить в свое удовольствие, валять дурака! Мы просто обязаны дать им хорошее образование! Только что мы под эти подразумеваем?
Давайте задумаемся: для чего дети ходят в школу? Первое, что приходит в голову: «за знаниями». Имеется ввиду получение новой информации, формирование навыков и умений. Но в XXI веке информация стала доступна каждому независимо от его месторасположения. Для того, чтобы послушать интересную лекцию блестящего педагога или посмотреть комментарий к выполненному заданию, не надо выходить из дома. Хорошо, любые сведения можно получить вне школьных стен, навыки и умения сформируются самостоятельно под чутким руководством педагогов в скайпе или вотсапе, но как же быть с социализацией? Общаются наши дети сейчас тоже в основном «он-лайн». Правилам человеческого общения учат в семье, именно там ребенок проходит первый опыт социализации. Получается, что без школьного образования можно обойтись.
Вовсе нет! Я, как психолог, не разделяю всеобщего увлечения домашним обучением. Детям необходима школа, чтобы научиться дружить с теми, кто им нравится, и научиться договариваться (избегать, отстаивать свои границы) с теми, кто НЕ нравится. Ведь в семье общение всегда окрашено близостью, родственностью. А в школе взаимодействуешь с посторонними людьми. Перед маленьким человеком естественным образом появляются задачи: как произвести хорошее впечатление на тех, кто тебя не любит, как сохранить отношения с теми, с кем ты не связан семейными узами. Ученики пытаются разобраться, как ссорится и искать компромисс с теми, кто не принимает тебя таким, какой ты есть, не любит тебя просто так за то, что ты есть. И эти умения очень пригодятся им во взрослой жизни.
А еще школа нужна, чтобы попробовать работать на результат в команде. Ведь взрослые на работе создают совместные проекты, люди работают в коллективах. Вот и детей надо учить партнерству, взаимодействию ради общей цели.
И самое главное — детям необходимо школьное обучение для того, чтобы вырасти, то есть стать самостоятельными, независимыми. При этом под взрослостью понимается возможность и желание брать ответственность за себя и других, в том числе и в недоброжелательной стрессовой ситуации, делать выбор и принимать последствия своего выбора.
Обратите внимание: школьное образование — это история про взаимодействие с посторонними людьми. От того, запомнит или нет ребенок даты французской революции и сможет ли в любой ситуации воспроизвести химическую формулу белка, не зависит успех на работе, счастливый брак или наличие друзей. Не стоит ссориться с ребенком, принуждая его заучивать наизусть непонятную и неинтересную для него информацию. Важно создать условия для конструктивного общения в рамках учебной ситуации. Не надо переживать, если ребенку не нравится кто-то из одноклассников или мы не согласны с мнением учителя. Чрезвычайно полезно общаться с разными людьми, носителями различных ценностей, каждый из которых обладает своим характером и личным опытом. Только так можно научиться любить, прощать, терпеть, заботиться, не терять себя, отстаивать свои взгляды, договариваться.
Однако нельзя свести все образование только к развитию навыков коммуникаций. Мы понимаем, что если человек не научится себя принуждать, заставлять что-либо делать, вряд ли он сможет стать полноправным членом общества. То есть нужно прилагать усилия, чтобы что-то понять, запомнить. Нужно тренироваться: вырабатывать навык письма, чтения, счета любого уровня сложности. Поэтому без принуждения (желательно не внешнего, а внутреннего усилия) не обойтись. И в этом очень важно помочь ребенку. Невозможно учиться чему-нибудь, если тебе грустно или страшно, если ты голодный или уставший. Как в русской сказке: накормить, в бане попарить, спать уложить, а потом расспрашивать и советы давать.
Мы нервничаем, когда изучаем электронный дневник или слышим критику из уст учителей. Свое разочарование, тревогу, обиду приносим домой и выливаем на детей. Это не конструктивно: лучше от этого никто учится не начнет. Наши переживания возникают от того, что мы сразу вспоминаем собственную, не во всем счастливую школьную историю. Кроме того, нам кажется, что раз плохо оценивают наше дитя, значит осуждают нас как родителя. Как будто нам как родителям ставят неудовлетворительную отметку. Очень важно постараться отделить свои эмоции в ситуации нашего обесценивания от реальных событий. В учебе почти никогда нет ничего действительно катастрофически не поправимого, опасного, могущего повлиять на будущее семьи. Даже заваленные ЕГЭ или отчисление из школы не смогут погубить жизнь нашего ребенка, если он правильно распорядится этим опытом, а мы поддержим его. По статистике реального успеха в жизни добиваются именно «троечники». Ребенок, склонный к девиантному поведению в школе, может исправить все в зрелости только в случае безусловной поддержки мамы и папы (тоже статистические данные).
Я бы рекомендовала искать педагога, с которым ребенку будет комфортно, и детский коллектив, где ребенку будет интересно. Обучайтесь любыми способами. Не зацикливайтесь на школьной программе. Тех же результатов можно достичь тысячей других способов.
У моей младшей дочери была задержка в развитии. Из-за неподвижности в первые годы жизни (у ребенка хрустальный синдром) дочка не понимала базовых понятий: больше-меньше, ближе-дальше, много-мало. Всему этому ребенок обучается в первый год жизни, когда ползает, трогает вещи, строит башни из кубиков. У меня не получалось заложить основы мышления в 4-5 лет, занимаясь с помощью развивающих методик. И тогда мы стали с ней путешествовать — просто ездить по городам и весям на машине. Объездили полмира. Ребенок был переполнен эмоциями. Она видела дворцы и лачуги, моря и леса, толпы людей на юге и ледяное безмолвие на севере. И неожиданно для меня в ее голове сложилось умение сравнивать и выбирать, ранжировать и обобщать. С учебниками не вышло, а глядя на многообразие мира за окном, ребенок научился наблюдать и делать выводы.
У старшего сына проблемы с чтением. Нет, он умеет это делать, но, как и многие — не любит. А самое ужасное — не запоминает прочитанное, быстро отвлекается и устает. Поэтому, когда надо получить новую информацию, например изучить новое художественное произведение, мы идем в театр или смотрим фильм по мотивам, очень часто я сама читаю моему большому малышу вслух. Можно, конечно, наорать и запереть в комнате, пока не прочитает книгу до конца. Только он обидится, расстроится и заснет. Результатом будет не прочитанное произведение, а семейный конфликт. Любые кружки, походы в театры и музеи, прогулки в парке и лесу, путешествия и походы в гости, книги и настольные игры развивают и обучают ребенка.
Благополучие ребенка в НАШИХ руках! «В наших» — значит в руках самого ребенка и его родителей. Долой попытки казаться образцовой семьей в глазах школьной администрации! Да здравствует индивидуальный подход! Общаться, получать удовольствие, экспериментировать, делать вместе то, что нравится — вот путь к успеху.
Проект «Семья как благо» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.