В жизни любой семьи периодически возникают трудности, конфликты и взаимное непонимание. Один из вариантов конфликта между
родителями и детьми — трудное поведение ребенка. Поведение, с которым взрослым трудно. Трудно его принять, трудно его исправить.
Каковы причины трудного поведения? Как реагировать взрослым на нежелательное поведение ребенка?
Железнякова Анна, психолог.
В жизни любой семьи периодически возникают трудности, конфликты и взаимное непонимание. Один из вариантов конфликта между родителями и детьми — трудное поведение ребенка. Поведение, с которым взрослым трудно. Трудно его принять, трудно его исправить.
Есть несколько причин трудного поведения:
— Отсутствие других моделей поведения. Дети реагируют трудным поведением потому, что не знают, как можно реагировать иначе. У них еще не выработаны социально приемлемые способы реагирования. Они реагируют как умеют, доступными способами. В этом случае нужно терпеливо объяснять ребёнку, какое поведение ожидают от него. Подавать ему пример. Поощрять желаемое поведение.
— Трудное поведение может появляться, когда ребёнок испытывает стресс, напряжение, утомление, когда к нему предъявляются слишком высокие или жёсткие требования. Также, причинами могут быть недостаток эмоционального тепла и внимания со стороны родителей, нарушения детско-родительских отношений, конфликты в семье, насилие. Через трудное поведение ребенок защищается.
— В некоторых случаях негативное поведение ребенка является попыткой привлечь к себе внимание. Кода взрослый человек осознает, что цель такого поведения — вызвать бурную эмоциональную реакцию мамы или папы, это помогает сохранить эмоциональное равновесие и переключить ребенка на что-то другое. Тогда ребенок понимает — такое поведения не действует на взрослого. При этом полезно предлагать ребенку альтернативы: «Я с удовольствием посмотрю, как ты делаешь то-то и то-то»; «Мне интересно с тобой, когда мы занимаемся тем-то». Нужно научить ребенка получать внимание приемлемым способом.
— Трудное поведение появляется, когда ребенок ощущает, что игнорируют его потребности. Если ребёнок ведёт себя «плохо» – значит, он пытается сообщить взрослому что-то о своем внутреннем состоянии. Возможно, он просит о помощи. Очень важно помочь ребенку реализовать его потребности в любви, безопасности, внимании, самоутверждении. Ощущение своей незащищенности и ненужности формирует в сознании ребенка «комплекс неполноценности», который приводит к защитным психологическим реакциям, направленным на самоутверждение.
Как реагировать на нежелательное поведение ребенка?
Задача родителей в данной ситуации не в том, чтобы наказать, отреагировать свой гнев, а в том, чтобы создать условия для изменения поведения ребенка. Родителям нужно постараться исключить эмоции, когда они призывают ребенка к порядку, не читать ему нотаций и не вступать с ним в спор. Очень важно отказаться от агрессии, на которую провоцирует ребенок. Выстраивать границы и отстаивать свой авторитет можно и без агрессии. Говорить с ребенком о его проступках нужно, когда он успокоится, а не в момент «трудного поведения». Это не подходящее время для воспитания. Ребенок в таком состоянии не воспринимает информацию. Попытки воспитывать в такой момент разрушают отношения. Прежде всего взрослому нужно самому успокоиться, восстановиться.
Нужно не требовать от него объяснений, а помочь ребенку понять, что с ним происходит и почему. Поговорить о его чувствах и тех событиях, которые эти чувства вызвали. Объяснять ребенку смысл ситуации нужно на доступном ему языке. Необходимо убедиться, что он правильно все понял. За этим обязательно должен следовать поиск решения проблемы. Нужно предложить ребенку другие сценарии, вместе поискать варианты.
Разговор должен проходить в доверительной обстановке и на равных. Нельзя навязывать ребенку свою точку зрения. Чем лучше родитель умеет слушать ребенка, тем быстрее они поймут друг друга.
Наказание за проступок должно быть естественным следствием проступка, логически обосновано, разумно. Этот прием помогает детям понять и запомнить связь между их поведением и его результатом. Хорошо научить ребенка просчитывать последствия своих действий и принимать решения. Дети должны знать, каковы будут ответные меры на их плохое поведение, понимать, что любое действие имеет последствия. Наказание – конструктивный инструмент, когда оно соразмерно проступку.
В семье необходимы понятные и разумные правила. Родителям нужно показывать на личном примере те формы поведения, которые приняты, и которых ожидают от ребенка. Детям свойственно скорее следовать примеру, чем прислушиваться к словам. Важно, чтобы родители выполняли свои обещания.
Бывает, что взрослые разговаривают с детьми так, как будто не рады им, считают их источником проблем. Неприветливые, резкие слова наносят огромный ущерб детям в процессе их развития. Дети воспринимают подобные обращения буквально так: «Я плохой, я здесь не нужен». Это воспринимается очень болезненно, способствует формированию неадекватных реакций. И наоборот, приветливые слова поддерживают в ребенке веру в себя, и способствуют его развитию.
Иногда родители начинают обобщать проступки ребенка. Объединяют проступки ребенка разного срока давности, разной степени тяжести, вызванные разными причинами. Это воспринимается ребенком как несправедливость и только ухудшает ситуацию.
Один из наиболее действенных способов помочь ребенку справиться с негативным поведением – это стимулирование положительного поведения. Очень важно «заметить» ребенка, когда он ведет себя хорошо. Приемы, стимулирующие положительное поведение ребенка: похвала, улыбка, объятия, поцелуи, рассказ о своих положительных чувствах. Формами позитивного подкрепления могут быть также признание успехов и способностей ребенка, благодарность, поощрения (например, больше времени на любимое занятие и т.д.), материальные поощрения (они не должны быть слишком частыми). Ребенок, часто нарушающий правила поведения, подвергается критике со стороны взрослых, на него обрушиваются негативные эмоции, поэтому у него, как правило, низкая самооценка. Еще хуже, если формируется негативный жизненный сценарий. Нужно обращать внимание на любой, даже самый малый прогресс в делах ребенка, хвалить за предпринятые усилия, даже небольшие, обращать его внимание на положительные изменения. Важно не сравнивать ребенка с другими, а сравнивать с ним самим на предыдущих жизненных этапах. Нужно постараться, чтобы у ребенка было «хобби», стараться создавать ситуации успеха.
Очевидно, что, когда взрослые расстроены и раздражены, им трудно видеть положительное в ребенке и следовать этой тактике. Поэтому родителям необходимо иметь возможность получать индивидуальную поддержку и помощь специалистов.
Для того, чтобы взаимодействие взрослого и ребенка было эффективным нужно установить доверительный контакт с ребенком. Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением безопасности. Ребенок будет молчать, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что этот взрослый не нарушит его безопасности. Ребенок должен чувствовать, что его принимают, заботятся о реализации его потребностей.
Не надо ждать быстрых результатов. Позитивные изменения в поведении ребенка происходят постепенно. Принятие ребенка, укрепление привязанности, поощрение положительных черт, поддержка и предоставление альтернативных, социально приемлемых моделей поведения постепенно приводят к тому, что новый опыт усваивается и начинает приносить результаты.
Проект «Семья как благо» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.