Проблема компьютерной зависимости в той или иной степени волнует многих родителей. О том, каковы причины зависимости, какие бывают последствия, а также о профилактике зависимости расскажет психолог Железнякова Анна.
Проблема компьютерной зависимости в той или иной степени волнует многих родителей. О том, каковы причины зависимости, какие бывают последствия, а также о профилактике зависимости расскажет психолог Железнякова Анна.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ
Железнякова А.С., психолог.
Многие родители начинают знакомить ребенка с компьютерными играми уже с первых лет его жизни. К сожалению, это способствует развитию аутичных черт в поведении ребенка.
В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых, осваивает всю систему человеческих отношений. В компьютерной игре этого не происходит. Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. Компьютерная игра не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности.
Профилактику компьютерной зависимости необходимо проводить уже в дошкольном возрасте.
Психологи выделяют 4 степени компьютерной зависимости:
1-я степень — увлеченность на стадии освоения интереса.
2-я степень — глубокое погружение в игру, характеризующееся пребыванием за компьютером в течение трех часов в день и более, снижением мотивации к учебе, нежеланием готовиться к школе и выполнять задания. Падение успеваемости.
3-я степень — выраженная зависимость. В данной ситуации игрок уже плохо контролирует себя или совсем не контролирует, эмоционально неустойчив, не может прервать игру, на необходимость прервать игру реагирует крайне эмоционально. Любые прочие интересы детей на этом этапе пропадают, ребенок становится безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Происходит снижение успеваемости, новые знания не усваиваются.
4-я степень — клиническая зависимость. Эта стадия характеризуется серьезными отклонениями от нормы в поведении, реакциях, проявляется неадекватная эмоциональность, отсутствуют эмоциональный и поведенческий самоконтроль, ребенок начинает слышать голоса, команды, его взгляд становится отсутствующим. Также стадия характеризуется потерей аппетита и какого-либо интереса к жизни. И здесь уже необходима помощь психиатра.
Компьютерная зависимость имеет последствия для физического и психического здоровья. Для физического здоровья, это: ухудшение зрения, искривление позвоночника, нарушение осанки, нарушение питания, общее истощение организма, хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха.
Последствия компьютерной зависимости для психического здоровья таковы: замедление психического развития, неуравновешенность, возбудимость, бурные реакции, негативизм, упрямство, конфликтность, жестокость, застревание на отрицательных эмоциях, эмоциональная холодность, нечувствительность к эмоциям других людей, агрессивность, быстрая утомляемость, неуверенность в своих силах. Часто игровая зависимость сопровождается депрессией.
Появлению компьютерной зависимости способствует ряд причин:
— Отсутствие контроля со стороны родителей;
— Неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру;
— Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Родители не уделяют ребёнку достаточно времени, не интересуются его состоянием, не слышат его. Ребенок чувствует себя малозначимым, ненужным, покинутым. И заменяет компьютером общение с близкими людьми.
— Конфликты с родителями, конфликты между родителями. Ребенок при этом находится в постоянном стрессе, чувствует себя подавленным, выражено чувство вины, дом не воспринимается как безопасное место.
— Проблемы в школе, в отношениях с одноклассниками, или с учителями. Ребенок укрывается в компьютере, получает то, чего ему не хватает. Например, возможность почувствовать себя сильным, важным, олицетворяя себя с персонажем игры.
— Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
— Отсутствие ситуаций успеха в реальной жизни;
— Пример родителей (если родители сами играют в компьютерные игры, или как-то иначе проводят свой досуг за компьютером, вероятность компьютерной зависимости у ребенка значительно увеличивается);
— Следование правилам, принятым в группе сверстников, зависимость от мнения окружающих;
— Уход от неприятных эмоций.
Для профилактики зависимости рекомендуется:
— Не давать ребенку компьютер слишком рано, учить его развлекаться другими способами, без компьютерной техники. Знакомить ребенка с компьютером не ранее 5 – 6 лет, и чем позже, тем лучше.
— Уделять ребенку больше внимания. Проявлять искренний интерес к ребенку.
— У ребенка должна быть альтернатива компьютеру, ему не должно быть скучно. Должны быть совместные игры с членами семьи, кружки по интересам, занятия спортом, общение со сверстниками.
— Очень важен совместный досуг в семье: семейное чтение, настольные игры, совместные прогулки, походы в кино, на природу и т.д. Стараться больше времени проводить с ребенком, прививать ему вкус к общению, к общим занятиям, развлечениям, которые не имеют ничего общего с компьютером.
— Нужно быть внимательным к потребностям ребенка выделять и развивать его собственные цели, и содействовать развитию его интересов и склонностей.
— Время, проводимое за компьютером должно быть ограничено определенными рамками. Для ребенка 7 лет, например, это не более 20-30 минут в день. С подростком можно договорится о четком регламенте работы за компьютером. Это могут быть, например, разделенные на части 2 часа в день, и ребенок сам будет решать, как ему их разделить. Главное – быть последовательными, не увеличивать и не уменьшать оговоренное время.
Объяснить, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Можно использовать компьютер в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку).
— Ребенку лучше не покупать планшет, отдельный компьютер. Он легче воспримет запрет на пользование вещью, если она не является его собственностью.
— У ребенка должно быть занятие, в котором он успешен.
— Нужно поощрять ребенка, подкреплять его успехи в творчестве, спорте, учебе. А к его успехам в компьютерной игре относиться ровно.
— Поощрять дружбу ребенка с другими детьми. Приглашать в гости его друзей и его отпускать в гости к друзьям.
— Самим четко следовать правилам, которые установили для ребенка. Это относится к любой зависимости (курение, алкоголь, бесконтрольное питание, телевизор, компьютер). Если родители сами играют подолгу, то запреты не помогут – ребенок тоже будет играть много.
— У ребенка должны быть домашние обязанности.
— Должны быть физические нагрузки (компьютерная зависимость реже проявляется у детей, занимающихся спортом).
— Нужно усиливать у ребенка чувства семейной и коллективной общности. Он не должен чувствовать себя одиноким.
— Корректно использовать свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».
— Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
— В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.
— Важно, чтобы родители были доброжелательны и терпимы, способны вступать с детьми в открытый диалог, принимать критику в свой адрес и делать соответствующие выводы.
Профилактика, должна ориентироваться на раскрытие и освоение ресурсов психики и личности, поддержку ребёнка, помощь ему в реализации его жизненного предназначения.
Профилактика зависимого поведения у детей — это воспитание разносторонней гармоничной личности. Чем богаче духовный мир ребенка, тем меньше вероятность развития любой зависимости.