Психологи Центра семейного устройства детей-сирот Марфо-Мариинской Обители рассуждают о том, что на самом деле нужно ребенку для полноценного развития.
Раннее развитие.
Теорий раннего развития детей великое множество. Все они молоды и появились в последнее столетие. В подобных теориях считается, что наиболее активно мозг ребенка развивается в возрасте до семи лет (и это действительно научно доказанный факт), поэтому появилось мнение, что максимальное количество информации надо «впихнуть» в ребенка именно в этот период, а еще лучше до трех лет! Конечно, во благо его будущего!
А теперь разберемся.
Период младенчества, это возраст от 2 мес до 1 года. На этом этапе малышу нужен значимый взрослый. Например, мама, которая отзывается на плач, смотрит в глаза, прикасается, разговаривает с малышом и удовлетворяет физические потребности. Живая мама — вот развивающая среда. ВСЕ! БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ НАДО!
А главное поменьше требовательности к себе: спокойно восстанавливаетесь после родов, отдыхаете и любите себя и ребенка.
Ранний детский возраст, 1-3 года. Малыш начинает ходить и изучать мир вокруг. Прекрасно! Все, что есть дома и на улице из безопасного – вот та самая развивающая среда. А еще (кто бы вы думали?) МАМА, которая в зоне доступа, которая НЕ запрещает изучать предметы, которая замечает, что именно сейчас интересует ребенка, которая показывает (при удобном случае) как общаться с окружающими, куда лезть опасно и как вообще этим миром пользоваться.
В этот период рядом не только мама, она уже может и с папой иногда оставить, и с бабушкой.
Часто именно в этом возрасте родители начинают активно ходить по «развивашкам».
На то есть несколько причин:
— «Все ходят, мой ребенок, что хуже других?» А вдруг хуже? А вдруг, что подумают? Что я ПЛОХАЯ МАТЬ, которая не развивает ребенка? К сожалению, этот мотив совсем не про развитие ребенка, родитель ориентирован на внешнюю оценку.
— «Хочется уже куда-нибудь выйти, пообщаться». Прекрасная мотивация, главное честно в ней признаться самой себе. Отличное время провождения с ребенком. Только смотрите, чтобы занятия были обязательно совместными (до трех лет ребенок не обязан оставаться без мамы в незнакомой обстановке), максимально творческими, активными и с мягким приятным преподавателем.
— «Ребенка надо развивать. Чем раньше, тем лучше». Кому надо? Для чего? Например, раннее чтение вообще не гарантирует хорошей успеваемости в школе. Несколько английских слов ребенок быстрее выучит в более позднем возрасте. Цифры он поймет и научится считать (а не заучит как стишок) в свое время, когда мозг станет способен это усвоить. Позже!
— «Мой ребенок малообщителен, все время за меня цепляется». Это нормально в таком возрасте. Но, если вас сильно беспокоит такое поведение, то «развивашки» вам в помощь. Главное (вы помните), только совместно с вами, много активности, творчества и с приятным преподавателем.
— «Хочу подготовить к детскому саду». Прекрасно в таком случае за год до сада походить. Это правда облегчает адаптацию. О критериях подбора занятий вы помните.
Дошкольный возраст, 3-7 лет. В этот период начинает активно проявляться сюжетно-ролевая игра. Такая игра хороша с партнером. В этом возрасте вашему ребенку нужны игры с другими детьми, занятия, где направляют творчество (рисовать так радугу, лепить так морковку, правда не забывайте уважать свободу самовыражения), правила, в которые надо вписываться.
Хорошо, если ребенок ходит в детский сад (но когда готов к этому и не любой ценой). В первый год в саду не нужны никакие доп кружки, итак ребенок переживает стресс, даже если не демонстрирует этого. В дальнейшем 1-2 кружков более, чем достаточно. Не перегружайте ребенка! Если малыш не в саду, то занятия и социализация становятся необходимыми.
Наблюдайте, когда ваш ребенок начнет интересоваться буквами и чтением, не форсируйте события. Хотя безусловно за год до школы уже пора учить.
Младший школьный возраст, 7-11 лет. Вот она учебная деятельность! Но опять, не перегружайте ребенка. Часто мамы жалуются, что ребенок ничего не хочет, все время валяется, а посмотришь на его расписание, и за голову хватаешься! Такую нагрузку и взрослый не выдержит! Ребенок видимо даже не успевает ничего захотеть.
А вообще, когда мне мама начинает с гордостью говорить, что ее ребенок в пять лет уже Бродского цитирует, мне сразу хочется спросить, КАКОЙ ЦЕНОЙ? Скорее всего ценой эмоционального развития. Потому что сначала оно, как база, а потом и чтение, и цифры, и энциклопедические знания.
Когда вы дополнительно занимаетесь со своими маленькими детьми, ответьте себе ЧЕСТНО на вопрос, ДЛЯ ЧЕГО Я ЭТО ДЕЛАЮ?