Дети и деньги: как научить ребёнка обращению с финансами

Данная статья посвящена вопросам обучения детей финансовой грамотности, ее значения для дальнейшей адаптации в обществе. Рассматриваются возможности взаимодействия родителей и детей разного возраста в денежных вопросах, даются рекомендации по конкретным способам развития финансовой грамотности.

Дети и деньги: как научить ребёнка обращению с финансами.

Терехина Н.В. Семейный психолог ЦСУ ММОМ, клинический психолог, сертифицированный тренер ШПР, специалист по работе с психологической травмой в телесно-ориентированном подходе.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок жил счастливой, полноценной жизнью, одной из составляющих счастливой жизни является умение обращаться с деньгами. Особая ответственность лежит на родителях приемных детей. Помимо того, что родители должны быть хорошим примером для подражания, они должны прилагать осознанные усилия, чтобы гарантировать, что ребенок обладает всеми необходимыми навыками.

Выпускники детского дома и подростки, уже принятые в семьи, очень часто становятся жертвами мошенников и обманщиков, потому что абсолютно не имеют опыта обращения с деньгами, который есть у детей из кровных семей. Воспитанники и выпускники детских домов не владеют основами финансовой грамотности и безопасности. В 90% случаев те из ребят, кто имеет внушительные накопления на счету, тратят их полностью за несколько дней. Большинство выпускников сталкиваются с проблемой нерациональных трат и вложений, долгами, микрокредитами, имеют устойчивые негативные убеждения в сфере финансов, не владеют практическими навыками и инструментами распределения своих доходов и расходов.

Как учить детей финансовой грамотности?

  • Говорите о финансовых вопросах при ребенке. Разговоры о деньгах не должны быть запретными.
  • Будьте сознательным покупателем. Ребёнок будет следовать за вами на каждом этапе пути. Если вы осведомлённый потребитель, который сравнивает цены на различные товары и услуги перед покупкой, ваш ребёнок также увидит, что финансовые решения не являются легкомысленными.
  • Сделайте обучение весёлым. Разговоры о деньгах и их изучение не должны быть унылыми или скучными. Можно играть в различные ролевые или настольные игры, как монополия.
  • Вовлекайте ребёнка в финансовые вопросы. Не оставляйте своего ребёнка в стороне при принятии финансовых решений. Составляйте бюджет вместе, делите поиск лучших предложений в интернете с вашими детьми. Возьмите с собой ребёнка, когда идёте в банк. Включите детей в каждый шаг принятия финансовых решений, чтобы они сами могли переживать различные ситуации и пассивно учиться у вас.
  • Не бойтесь говорить об ошибках. Мы все совершаем финансовые ошибки. Не скрывайте их, смело говорите о своих ошибках, чтобы ваш ребёнок мог учиться на них.
  • Не обвиняйте. Многие родители совершают ошибку, обвиняя своего ребенка, когда что-то идет не так с управлением деньгами – например, когда ребенок быстро тратит все свои деньги или покупает некачественную вещь. Ссоры никуда вас не приведут – вместо этого обсуждайте, что пошло не так и как можно улучшить ситуацию в будущем.
  • Учиться никогда не поздно. Если вы ещё не научили своего ребёнка различным финансовым урокам и некоторые шаги пропущены, не беспокойтесь. Лучше поздно, чем никогда! Все уроки также можно преподавать ретроспективно, самое главное – начать активно их проводить.

При этом нужно помнить:

  • В период адаптации, пока границы и понятия «свое-чужое» у приемного ребенка еще не сформированы, деньги и ценные вещи не нужно держать в зоне доступа.
  • Понятия «своё-чужое», а также границы в семье придётся также формировать приёмным родителям, сами они не образуются.

 

Как научить ребёнка правильно обращаться с деньгами?

Рассмотрим, какие именно навыки обращения с финансами может получить ребенок в каждом возрастном периоде.

Возраст 2-3 года. Осведомленность. Можно научить ребенка распознавать разные монеты и банкноты, чтобы они могли различать ценность монеты. Для этого есть две простые игры: счёт денег и магазин.

Возраст 4 – 6 лет. Экономия. Ребёнку этого возраста уже стоит начинать выдавать карманные деньги, чтобы он начинал учиться с ними обращаться. Можно ненавязчиво спрашивать ребёнка на что он копит, сколько он потратил и на что, и как он чувствует себя по поводу покупки: доволен ли результатом, или может быть, стоило подкопить, чтобы купить продукт лучшего качества.

Возраст 6 лет. Копить на покупку. Расскажите ребенку о целях: позвольте ребёнку выбрать несколько вещей, которые он или она хотели бы купить. Пусть он выберет, например, одну краткосрочную цель (что-то маленькое) и одну долгосрочную цель, на которую нужно накопить больше.

Возраст 5-8 лет. Зарабатывать деньги. Лучший способ научить вашего ребенка зарабатывать деньги – позволить ему сделать какую-то единовременную работу (помочь разобрать антресоль, и дать ему определенную сумму за выполнение этой задачи). При этом не стоит делать такую практику постоянной, так как ребёнок должен понимать, что в семье мама и папа делают какую-то работу безвозмездно. Нельзя и платить за хорошие оценки, так как учёба – это ответственность ребёнка.

Возраст 6 – 10. Тратить деньги. Возьмите с собой ребёнка в магазин и дайте ему 500 р., чтобы потратить их на товары в вашем списке покупок. Это поможет ребёнку увидеть разницу между дорогими и дешёвыми товарами и научит детей выбирать товары, которые будут оставаться в рамках вашего бюджета.

Возраст 7 – 10. Представление об оплате счетов. В этом возрасте вы уже можете в той или иной степени вовлекать ребёнка в то, что такое счета за квартиры, и что значит оплачивать счета. Таким образом, ребёнок видит, что за всё нужно платить – свет и вода не даются бесплатно, интернет тоже не работает просто так.

Возраст 8-11. Представление об оплате налогов. Для ещё лучшего понимания ребёнком того, что такое налоги, вы можете «облагать» налогом его еженедельные карманные деньги.

Возраст 7-11. Определение приоритетов. В этом возрасте пора начать учить немного более серьёзной денежной мудрости. Одним из них является урок баланса и жертвы: иногда нам приходится жертвовать какими-то расходами, чтобы получить что-то другое.

Возраст 11 – 13. Составление бюджета. Пора подросткам начать говорить о бюджетировании, а также о зарабатывании и экономии денег. Можно дать короткую подработку вашему ребёнку, помочь ему составить простой бюджет.

Возраст 13 – 15 лет. Представление о вкладах. Можно посмотреть на вклады вместе и, например, приобрести полис для детей на будущие расходы на образование или жильё.

Возраст 13 – 15 лет. Инвестирование в образование. Ребёнок должен быть осведомлен о том, что определенные виды деятельности иногда являются инвестициями в будущее. Объясните своему ребенку, как инвестиции в образование могут помочь ему заработать больше денег в будущем.

Возраст 16-18. Кредитование. Объясните ребёнку понятие кредитов.

Таким образом, роль родителя в формировании финансовых привычек ребёнка очень важна. Родители должны научить своего ребёнка финансовым азам на раннем этапе, чтобы дети знали, как правильно обращаться с деньгами с самого раннего возраста. Если дети усвоят необходимые навыки, они смогут принимать обоснованные решения в будущем и делать выбор, который поможет им жить лучше.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *