Значение режима дня для развития ребенка. Приучение ребенка к соблюдению расписания.

В статье рассказывается о значении режима дня ребенка для его правильного развития. Рассматриваются особенности приучения к распорядку дня у приемных детей (или детей, некоторое время находящихся вне дома- в больнице, лагере отдыха и т.д). Даются основные правила для плавного перехода к правильному режиму, принципы его выстраивания для всей семьи. Обращается также внимание родителей на возможные последствия недостаточного внимания к расписанию дня ребенка, необходимость его изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

Терехина Н.В. Семейный психолог ЦСУ ММОМ, клинический психолог, сертифицированный тренер ШПР, специалист по работе с психологической травмой в телесно-ориентированном подходе.

Правильный режим дня ребенка – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха. Четкий график позволяет сбалансировать периоды активности и отдыха, формирует привычки, способствует гармоничному развитию нервной системы малыша, помогает правильному формированию мировоззрения, ценностей, физических и психологических границ, восприятия времени и пространства.

Детская нервная система очень пластична, малыши быстро приспосабливаются к изменению внешних условий. При этом привычный режим дня — это то, что даёт ощущение стабильности, понимания последовательности событий  в течение дня (после занятий будет интересная прогулка).

Дисциплина, ответственность и самоорганизация — важные личностные качества, которые окажутся полезными во взрослой жизни. Распорядок дня заложит основы их формирования. Ребенок учится контролировать свою жизнь и отвечать за совершенные поступки.

Совместные приемы пищи, прогулки и игры — те важные семейные ценности, которые поможет воспитать у ребенка именно режим дня. Ритуалы, прописанные в дневном графике, сплачивают родителей и ребенка.

С установленным распорядком дня ребенок без серьезных проблем привыкает к новой для себя обстановке и быстрее формирует полезные привычки. Малыши, которые следуют определенному режиму, успешнее адаптируются в школе.

Если как можно раньше удастся научить ребенка следовать распорядку дня, можно ожидать, что к 7-8 годам он сам будет отвечать за соблюдение режима. Маме и папе не придется каждый раз уговаривать ребенка лечь спать, доесть обед и доделать уроки, долго будить по утрам. В идеале он сам должен быть ответственен за распределение личного времени — когда есть, спать и играть, делать уроки. В обязанностях родителей остается только контроль за соблюдением режима.

Для приемного ребенка основные рекомендации – это постепенный, плавный переход от режима, установленного в учреждении и привычного для малыша, к режиму семьи (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка).

Особенности режима сна.

Режим сна ребенка крайне важен для его нормального роста и развития. Дети активны и «переваривают» огромный объем информации ежедневно. Когда малыш спит, его тело и нервная система отдыхают, он переживает в новом качестве положительные и негативные эмоции, которые он получил днем (разочарования, страхи, восторг), избегая таким образом психоэмоционального перенапряжения.

Целый ряд причин может приводить к расстройствам сна ребенка: эмоциональные перегрузки и стресс; несформированный режим дня; проблемы со здоровьем (астма, гиперактивность, энурез); частые пробуждения и ночные кошмары; хождение и говорение во сне.

В большинстве случаев нарушения сна у детей разного возраста не являются серьезными заболеваниями и быстро корректируются введением четкого распорядка дня. Но если нарушения сна развиваются при соблюдении режима дня и продолжаются длительное время, это повод обратиться к специалисту.

Нарушения сна могут приводить к ухудшению когнитивных функций и изменению поведения (депрессия, тревожность, дефицит внимания и памяти, повышенная возбудимость). Кроме того, может наблюдаться задержка роста.

Качество ночного отдыха ребёнка значительно улучшается при соблюдении определенных правил:

  • Отход ко сну в одно и то же время.
  • Отмена активных игр как минимум за час перед сном.
  • Если ребенок после 6 лет спит днем, желательно, чтобы продолжительность сна не превышала часа.
  • Отмена кофеинсодержащих продуктов после 16.00 (включая шоколад, какао и газировку).

Особенности режима бодрствования. 

Чтобы в период бодрствования ребенок активно изучал мир и проводил время с пользой, важно создать для него благоприятную среду. Помогает введение следующих правил:

  • Ежедневные прогулки на свежем воздухе –  обязательное условие.
  • Для ребенка любого возраста важно общение со сверстниками.
  • У ребенка должно быть свое рабочее место, где ему комфортно выполнять домашние задания.
  • Ребенку в расписании дня должно хватать время не только на качественное выполнение школьных заданий, но и на игры.
  • Детей не рекомендуется перегружать развивающими занятиями, секциями, кружками.
  • Важно сократить время, проведенное перед телевизором или за компьютером, с гаджетом в руках.

Особенности режима питания. 

Когда человек принимает пищу примерно в одни и те же часы, у него скоро устанавливается своеобразный рефлекс. Важно формировать у ребенка полезные пищевые привычки, не создавая при этом «культа еды». Не рекомендуется использовать еду в качестве поощрения или, наоборот, наказания.

Основные правила приучения к распорядку.

Если режим дня составлен правильно и выполняется точно, ребенок активен в течение всего времени бодрствования. Он сравнительно быстро и спокойно засыпает, крепко спит и просыпается бодрым. У него хороший аппетит. Как безболезненно приучить ребенка к режиму? Родителям важно быть последовательными и соблюдать ряд правил:

  1. Во главе угла – базовые потребности ребенка.

Прогулки, игры и обучающие занятия планируют, исходя из того, когда именно ребенок бодрствует и спит (а не наоборот, подстраивая режим под потребности взрослых).

  1. Постепенное приучение к графику.

Важно не давить на малыша, все изменения вводить плавно. Правило постепенного «погружения» в новый график работает всегда ( и в случае приучения к горшку, и при поступлении в первый класс).

  1. Индивидуальный подход к составлению распорядка дня.

Организация режима дня ребенка должна учитывать особенности его здоровья, физического развития и психотипа, существующие увлечения. Не нужно кормить малыша тогда, когда он не голоден. А думая над тем, как заставить ребенка лечь спать вовремя, стоит понимать, что, возможно, он просто не устал.

  1. График должен быть гибким

Любой распорядок дня рано или поздно себя исчерпает и потребует корректировки. Режим дня грудничка будет сильно отличаться от распорядка жизни трехлетнего ребенка и тем более школьника. Родителям важно постоянно менять расписание, подстраивая его под потребности и привычки малыша.

  1. Разумный компромисс

Даже незначительные отклонения от распорядка дня могут привести к нарушению сна и питания ребенка. Если установлены определенные правила, им нужно следовать.

Но ребенок — не робот. Могут возникать ситуации, когда дневной распорядок придется поменять. Это нормально. Родителям не стоит паниковать, если сборы на прогулку затянулись или ребенок захотел есть на полчаса позже. Также режим меняется на период болезни малыша.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *