Как помочь ребенку адаптироваться к школе, хорошо учится, успешно усвоить программу? Сейчас
самое время, у нас есть все возможности сделать колоссальный вклад в развитие ребенка!
Сформировать психологическую готовность к школе!
Анастасия Пелячик, психолог ЦСУ ММОМ, многодетная приемная мама
Опять трудные времена. Дети сидят дома, ничем полезным не занимаются, смотрят телевизор, играют в телефон. А ведь осенью им идти в школу! Такое испытание для ребят и их родителей…Постоянное взаимное неудовольствие ученика и учителя. Претензии, которые все семья пытается удовлетворить. А в результате все разочарованы. У вас не так? Поздравляю! Ваши дети умеют радоваться жизни в любых обстоятельствах, а вы обладаете безмерным здравым смыслом. А я вот часто унываю в течение учебного года. Не одно, так другое. А тут вдруг такой подарок: мы все дома и у нас куча времени подготовится к испытаниям. Как помочь ребенку адаптироваться к школе, хорошо учится, успешно усвоить программу? Сейчас самое время, у нас есть все возможности сделать колоссальный вклад в развитие ребенка! Сформировать психологическуюготовность к школе!
Основная проблема, возникающая у ребенка в школе, не связана с успеваемостью. Сильнее всего учителей тревожит неадекватное поведение и неспособность выслушать задание и сосредоточиться на его выполнении. Не все дети легко усваивают материал, не у всех быстро сформируются требуемые навыки (чтения, письма, счета), но это не помешает ребенку быть на хорошем счету за старательность и самому получать удовольствие от процесса обучения. Дети же с низким уровнем произвольности, не умеющие действовать по правилам, отвлекающиеся на игры, не слушающие, не понимающие инструкций, обречены на отвержение. И, как следствие, у таких «непослушных» детей возникает школьная дезадаптация, то есть стойкое нежелание и невозможность учиться. Значит, главная задача семьи — сформировать высокий уровень произвольности у детей. И тогда поняли они или нет тему урока, нравится им или не нравится занятие, предложенное педагогом, хотят они или не хотят сейчас работать на уроке — они будут слушать и стараться сделать. А о большем и желать не приходиться!
Как же сформировать эту самую произвольность? Формируется она, как ни странно, через игру, а не через насилие. Только играть нужно не в гаджеты, а в сюжетно-ролевые игры с живыми людьми. То есть во все игры с ролями и последовательно развивающимся сюжетом. Подойдут все игры, в которые мы с вами, когда были маленькими, играли во дворе: казаки-разбойники, прятки, салки-ножки-на-весу, колдунчики, жмурки, дочки-матери, магазин с лопухами в песочнице и так далее. Один водит, другой прячется. Подглядывать нельзя (а очень хочется…), нужно досчитать до 10 и проговорить все слова считалки (как не схалтурить, не спешить?). Нарушил правила – никто с тобой не захочет больше играть. Очень хороши все «прыгалки»: классики, резиночка. Определенные действия в определенной последовательности. Сами дети в это, к сожалению, больше играть не смогут. Утеряна культура дворовых игр. А ведь именно эти уличные игры подготовили нас к школе в свое время. Мы – отмирающее поколение умеющих играть. Не передадим это дальше — и готовность к школе (читай «к взрослой жизни, полной преодоления, умения делать усилия») будет утеряна. Поэтому находим своему ребенку компанию по возрасту и организуем игру. При этом следим: умеет ли наше чадо следовать правилам? Объясняем сыну или дочке важность их соблюдения.
Кроме игр подвижных чрезвычайно хороши для нашей цели настольные игры. Любая «настолка» развивает какую-нибудь высшую психическую функцию: произвольные память или внимание, речь или мышление, воображение, что не может не способствовать успеху на уроках. Но это еще не все! Настольные игры имеют алгоритм действий. Так через игру ребенок будет учиться действовать в строгой последовательности и соблюдать все условия. Надеюсь, вы догадываетесь, что кроме шашек, шахмат, домино и лото существует неимоверное количество настольных игр. Не во всех нужно кидать кубик и двигаться по картонному полю. Игры сейчас делают из всевозможных материалов, что прекрасно развивает тонкую моторику, воздействуя на подушечки детских пальчиков. Сюжеты разнообразны: тут и герои мультфильмов, и исторические перепетии. Где-то надо считать, а где-то фантазировать, четко формулировать мысль или изображать. Я очень люблю настольные игры. Я выросла в играющей семье. Родители играли со мной практически каждый день. Мне это здорово помогало в школе на тех уроках, которые мне нравились и хорошо получались, например, на математике и на тех уроках, где я умирала от скуки, например, на химии (высокий уровень произвольности: легко могла заставить себя сидеть тихо). Я вышла замуж за играющего человека, продолжив династию гроков в интеллектуальные игры (Что?Где?Когда?). Играю со своими детьми. В семье растут 2 малыша: у дочки задержка психического развития, у сына умственная отсталость и ДЦП. Играют. Вначале я им поддавалась через раз. Игра должна вызывать приятные эмоции. Значит, время от времени ребенок должен побеждать. Потом перестала. К моему большому сожалению, моя победа больше не гарантирована. Я, взрослый опытный игрок, частенько проигрываю моим особым детям. У них теперь хорошо развиты внимания и зрительная память. А мне еще есть куда расти!
И я, разумеется, не открою вам истины, если поведаю, что чтение расширяет кругозор, увеличивает словарный запас и способствует умению слушать и слышать. Однако, кроме этого, слушание книг вырабатывает всю ту же произвольность. Не ребенок читает, даже если хорошо умеет. А мы читаем ребенку! Детёныш слушает. Слушает и слышит нашу любовь, внимание к себе, удивительную историю. Что-то, что пригодится в жизни: новые слова и, самое главное, – учится молчать, терпеть, быть внимательным. Каждый день читаю своим детям (младшему — 8, старшей -21) перед сном. Это стало ритуалом, без этого дети не могут уснуть. Читаю только то, что мне нравится самой: «Эмиль из Леннеберги» Астрид Линдген, «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, «Петсон и Финдус» Свена Нурдквиста, «Про мумми-троллей» Туве Янсон … Любимое дело — остановиться на самом интересном месте и задать какой-нибудь вопрос.
Много лет работала в школе психологом. Обратила внимание: хорошо слушают учителя те дети, которым дома читают. Таких на целый класс не больше двух. Кстати, мне мама читала до поступления в Университет. Последнее из прочитанного ею — «Слово о полку Игореве». Если бы не она, я бы этот памятник русской словесности не осилила. Читайте детям каждый день! Это не сделает их читающими. Это не сделает их умнее. Но они вырастут с уверенностью, что небезразличны вам. Они вырастут великодушными и терпеливыми!
И с обширным словарным запасом…
Так хочется пожелать нам всем: не терять времени даром! Читать, играть, разговаривать со своими детьми. И тогда нам ничего не страшно: ни болезни, ни непослушание, ни проблемы в школе!