Мужество


Мужество — это не всегда про войну или про какие-то экстраординарные события. Мужество, и особенно сейчас, это жить каждый день. Каждый день в нашей жизни. Именно так, нам нужно мужество на каждый день. Что-то все время происходит, что затрагивает нас, потрясает нас, расходится с нашими представлениями о реальности, как мы ее видели, что -то надоедает нам, что- то больше нет сил терпеть, что-то невыносимо для нас. Так что же, как не мужество нам так необходимо на нашем нелегком жизненном пути? Зачем нам именно оно? Где его найти? Как удержать?

Попробуем сегодня с Вами разобраться.

Матвеева Наталья, психолог.

Кому может быть полезно:

— Поднадоело жить день за днем свою такую жизнь.

— Не хватает сил, возможностей, чего-то еще, чтобы сделать ее по настоящему своей.

— Вы не так себе это все представляете (жизнь, брак, детей, работу …тут выбираете нужное из списка).

— Если заблудились, и не знаете куда жить дальше.

— Если жизнь идет по замкнутому кругу, как в «Дне сурка» и непонятно, что же сделать, чтобы найти выход.

— Если хочется бросить все и сбежать с этой планеты.

 

В прошлый раз мы говорили о счастье и о том, как мы можем попасть в ловушку, пытаясь достичь только его разными способами. Как все и вся, включая рекламу нас заманивает в эти ловушки. Мы пришли к выводу, что Счастье — лишь побочный продукт осознанной жизни. Ключевое слово — побочный. Так же мы в прошлый раз сняли с пьедестала такие понятия, как Гармония и Покой. Что же нам взять в это жизненное путешествие, если не эти так любимые понятия? Что же нам нужно для проживания по-своему действительно хорошей жизни?

Я предлагаю Мужество, Искусство, Радость и Победу.

Но конечно не так все просто. Легко сказать. Нас бесконечно разморили как тюленей на солнце этими историями про счастье. И мы лежим. Но пора вспомнить более сильные слова.

Итак, Мужество.

Никогда не думала, что полюблю Ницше, но через Эмми Ван Дорцен философа и психотерапевта мирового уровня это стало возможно. Оказалось, Ницше был удивителен в начале, пока не сошел с ума. И там есть, что нам взять на вооружение…

«В пощаде и жалости лежала всегда моя величайшая опасность; а всякое человеческое существо хочет, чтобы пощадили и пожалели его…».

И это не про то, чтобы не испытывать жалость вообще и сочувствие, а о том, что переизбыток этого может стать опасностью. «Моя формула для величия человека есть amor fati: не хотеть ничего другого ни впереди, ни позади, ни во веки вечные. Не только переносить необходимость, но и не скрывать её – всякий идеализм есть ложь перед необходимостью».

(Ницше)

Знаете, с философами, как с грибами. Если знать, какие съедобные и какую часть класть в суп, то они могут быть нам в помощь. Но в первые разы конечно нужны проводники. Иначе можно и заблудиться, и отравиться.

Вот еще один из моих любимых философов, Альбер Камю.

«В начале были страдания. Когда память наполняется земными образами, когда непереносимым становится желание счастья, бывает, что к сердцу человека подступает печаль: это победа камня, это сам камень. Слишком тяжело нести безмерную ношу скорби. Таковы наши ночи в Гефсиманском саду. Но сокрушающие нас истины отступают, как только мы распознаем их».

А это про наши горести Ницше: «И когда взирал я на дьявола своего, я обнаружил в нем глубину и торжественность, серьёзность и основательность. Это был Дух Тяжести, это из-за него все утяжеляется и падает». Единственное лекарство от духа тяжести – не бороться с ним, а рассмеяться ему. Те, кто неспособны понять эти простые секреты жизни, и кто проповедуют смерть и отсутствие смысла, не доказывают несостоятельность жизни, поступая подобным образом, они доказывают только несостоятельность самих себя, а не несостоятельность жизни вообще.

Если ситуация такова, то нам следует принимать с радостью, как собственную судьбу, все, что происходит в жизни.

 

Вообще, уроки Ницше, это так как будто к нам лежащим на диване (образ сейчас особенно близкий) пришел фитнес-тренер для тренировки тела, для подготовки к тяжёлой работе и жёстким условиям.

Кстати при тренировке телесных мышц формируется чувство благополучия, а обучаясь двигаться грациозно и с удовольствием, мы развиваем ощущение жизненности, что не способен дать никакой объем медикаментов. Хотя лекарства иногда просто необходимы, в ситуации, когда мы болеем, но в целом больше всего внимания и энергии нам стоит уделять профилактике заболеваний.

Подобным же образом можно укрепить дух, сделав его более сильным и выносливым, не позволяя ему впасть в самодовольство и потворство желаниям. Тогда можно активно поддерживать психическое здоровье и предотвращать нервные срывы.

Заратустра точно знает, что не счастья нужно искать, как бы мы не пытались игнорировать горести и печали, принижая их значимость. То, к чему следует стремиться – это не легкая счастливая жизнь без усилия, а работа жизни, дело жизни со всеми её вызовами и трудностями: «Моё страдание и сострадание моё – что мне до этого! Разве к счастью стремлюсь я? Я стремлюсь к делу своему!».

Радость и Творчество.

Хотя в этом мире мы найдем много боли, сама радость глубже, так как она вовлекает нас в бесконечный цикл вечного повторения событий; её корни уходят глубоко в вечность, куда она указывает нам направление.

К весьма схожему заключению пришёл Камю в своей книге о Сизифе. Он тоже увидел, что жизнь может быть тяжёлой и в высшей степени тщетной, так как нам приходится повторять одно и то же снова и снова. Он показал, как Сизиф смог обрести смысл от самого процесса, когда он непрестанно катил в гору камень. В конечном итоге такого смысла достаточно, чтобы наполнить им человеческое сердце.

Не достаточно раскапывать прошлое или настоящее, чтобы найти лекарство для переживаний человека; необходимо помочь ему пересмотреть всё своё отношение к жизни, к миру и к себе, и принять свой опыт.

В этом смысле творчество есть по преимуществу абсурдная радость.

«Искусство, и ничего кроме искусства, — говорит Ницше, — искусство нам дано, чтобы не умереть от истины».

Произведение искусства порождается отказом ума объяснять конкретное.

Есть новый, хороший на мой взгляд, фильм Кончаловского «Грех Микеланджело».

И Микеланджело в этом фильме, конечно, Сизиф чистой воды, и вся история, разворачивающаяся на экране про это и даже для полноты картины есть огромный каррарский камень. Жизнь Микеланджело трудна, опасна, сложна и непредсказуема. Он в вечном конфликте с добром и злом, с заказчиками, властью, деньгами, друзьями и другими людьми. Однажды к нему подходит завистник и говорит ему, что он ужасен и велик и, наверное, счастливый человек, а Микеланджело, как прочем и всегда, находился в труднейшей ситуации… В конце фильма нам показывают художника в отчаяньи от всех своих бед, на краю пропасти. И именно там его отчаянье сменяется вдруг радостью, и он опять возвращается к творчеству.

Победа.

«Восходить хочет жизнь и, восходя, превозмогать себя».

(Ницше)

Не испытывать ужаса перед жизнью — безусловно, одна из важнейших целей в искусстве жизни. И хотя обычно предполагается, что жизнь основана на потребности в самосовершенствовании, переменах и исцелении, Ницше утверждает, что жизнь – это непрерывный поток моментов, которым можно радоваться и восторгаться ими, несмотря ни на что. Здесь чувствуются явные нотки Лейбница, наводя на мысль, что всё уже каким-то образом нам дано и наилучшим образом устроено в лучшем из миров.

Что не так с человечеством, так это наша неспособность оценить всё это и распорядиться этим наилучшим образом.

Здесь также есть созвучие со Спинозой, намекающее на то, что свобода – в конечном счете не что иное, как наше осознание необходимости.

Если мы сможем жить так, что это будет вполне нормально, — когда наша жизнь будет одной и той же, и будет повторяться снова и снова, до бесконечности, тогда это будет такая жизнь, которая имеет смысл.  Согласно Ницше, такой жизни будет присущи лёгкость, танец и смех, несмотря на весь груз, который необходимо вынести. Там нет места для столь дорогих нам жалоб на жизнь или высокомерному теоретизированию.

Согласно Ницше, когда мы понимаем, что жизнь – это борьба и что стоит отдавать ей все наши силы, стоит бороться и победить, тогда нашей наградой станет победа, ибо, что бы не случилось, мы будем жить наполненной жизнью, до опустошения, создавая произведение искусства, которое достойно того, чтобы его бесконечно повторяли.

 

Ницше называет принятие собственной человеческой судьбы amor fati – любовь судьбы.

Наша борьба, по сути, это борьба в одиночестве и нам необходимо любить нашу жизнь и самих себя полностью, если мы намерены вести эту борьбу как подобает. Мы должны смело смотреть в глаза трудностям и реалиям человеческого существования.

Слишком часто, когда люди говорят о том, что они устали от жизни, это просто означает, что их идеалистические представления столкнулись с реальностью. Часто потому, что мы не готовы принять многообразие жизни, её трудности и напасти, нам не удаётся ценить жизнь по-настоящему. Поэтому только если мы готовы принять жизнь в её многообразии, мы сможем привести наши ценности в согласие с реальностью. Тогда мы научимся восходить высоко в горы жизни, где снова сможем найти чистые родники.

«Какое самое целительное средство? – Победа». Психотерапевтам и психологам и всем нам следовало бы внимательней отнестись к смыслу подобных утверждений. Следует помнить, что куда важней не застревание в прошлых ошибках, неудачах и сожалениях, а стремление к будущей победе, с удвоенной энергией.

«Я оставляю Вас и Сизифа у подножия его горы!

Ноша всегда найдется. Но Сизиф считает, что все хорошо.

Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на полночной горе составляет для него целый мир.

Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека…».

Когда-то, в самом конце чтения «Мифа о Сизифе» Камю, я плакала и это были чудесные слезы от осознания того, что «Сизифа следует представлять себе счастливым.»

 

Проект «Семья как благо» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *