О том, как поиски так везде рекламируемого счастья, могут привести нас в ловушку. Когда и
почему мы решили, что поголовно должны быть счастливы? Что же если не счастье?
Матвеева Наталья, психолог.
Счастье как ловушка.
Человеку свойственно во все времена искать счастья.
И сегодня разговор пойдет про то, как эти поиски могут привести нас в ловушку. Странно на первый взгляд, не правда ли? Что тут такого? Как счастье может нас поймать? И даже если поймает, так мы же к этому и стремимся.
Сейчас такой век, что счастье в умах людей буквально восседает на троне, так уж вышло, что людей буквально заставляют становиться одержимыми поисками счастья, покоя и гармонии. А как говорил Митрополит Афанасий Лимасольский в своей книге «Сохраним душу живой», когда в нашей жизни вместо Бога, что-то другое мы помещаем в лучшее место нашего сердца, то жди беды.
И мы не совсем это можем отследить. Сейчас много всего про счастье очень вкусно поданного. Так поданного, что кажется почти необходимого.
И многие школы духовного, личностного, мужского, женского и даже детского роста охотно пользуются этим желанием. Вы хотите счастья?
Мы проводим вас к нему. Как говорится, несите ваши денежки.
И люди готовы слушать Бог знает что, Бог знает где, летать в другие города.
А сейчас во время карантина, даже летать не надо, полно онлайн ресурсов по доведению людей до счастья. Время есть. Чего не попробовать то?
Беда в том, что часто мы не вполне понимаем, что лично для меня стоит за этим словом СЧАСТЬЕ.
И если этого понятия нет, тогда нас можно, как к коммунизму вести к общему счастью, как к общему знаменателю.
Надо быть очень осторожным с любой восторженной идеологией.
Ведь с чего начался нацизм. Там, кстати все очень позитивно начиналось.
Они хотели видеть свой народ сильным, здоровым, радостным и счастливым.
Первые переселения евреев не выглядели ужасно, они даже благодарили организатора этих переселений.
Так вот, когда мы не знаем, как выглядит наше счастье, нас можно встраивать в любое общее.
Звезда мировой психотерапии и философ Эмми Ван Дорцен
В своей книге «Психотерапия и поиски счастья» задается многими
вопросами, среди которых и такой: Когда и почему мы решили, что цель жизни стать счастливым?
Больше половины моих клиентов думают, что психолог — это главный ловец счастья.
Он поможет поймать его и прикрепить к тебе на булавку прочно и навсегда.
Приготовьтесь. Сядьте поудобней. Сейчас я стану разрушителем понятий, так милых нашему сердцу.
Гармония
Однажды на меня упал Чернышевский, на Ньютона упало яблоко,
а на меня Чернышевский с антресоли, точнее его книга Эстетика.
Открыла… 300 страниц, почти не поделенных на абзац… Хотела закрыть навсегда, но на глаза попались строчки. Цитирую.
«Надо различать действительные желания от фантастических, мнимых желаний, которые вовсе и не хотят быть удовлетворены.
Все мы с сожалением вспоминаем о детстве, говорим иногда, что хотели бы снова перенестись в это Счастливое время; но едва ли кто-нибудь согласился бы на самом деле превратиться в ребенка.»
И действительно, в ребенка с полным детским функционалом, если его еще подробно описать, превращаться желание немного поутихнет.
Дальше Чернышевский в этой книге рассуждает о непрекрасном прекрасном.
Точнее о том, что его нет этого абсолютно застывшего гармоничного прекрасного.
Здесь Чернышевский призывает на помощь философа Гегеля с фразой «Жизнь стремится вперед и уносит красоту действительности в своем течении».
«Группа сражающихся воинов прекрасна; но через несколько минут она уже расстроилась, а что бы было если бы она длилась сутки, мы бы скорее повернулись и ушли».
Всегда найдется что-то, что испортит еще недавно казавшуюся прекрасной картину. И важно быть к этому готовым.
«Человек ищет только хорошего, а не совершенного.
Совершенства требует только чистая математика; даже прикладная математика, пишет Чернышевский, довольствуется приблизительными вычислениями. Искать совершенства в какой бы то ни было сфере жизни — дело отвлеченной, болезненной и праздной фантазии».
В одной из статей известный литовский психиатр и психотерапевт Александр Ефимович Алексейчик пишет.
«Мы очень часто не умудряемся жить, потому что чрезмерно усложняем себе жизнь. Мы стараемся делать невозможное, проходя мимо возможного. Мы думаем, будто то достойно нас, что так велико и далеко, что мы его никогда не достигнем».
Так что же это хорошее? Эта самая хорошая жизнь? Если не совершенство и гармония, то, может быть тогда покой?
Покой.
Многие пытаются его достичь. Всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Например, даже заболеть. Ведь иногда болезнь, это ни что иное, как сообщение «Оставьте меня в покое!». «Дайте мне быть собой или дайте встретится с собой».
Как Вы думаете где мы в большей безопасности в болезни или в здравии?
А как вы думаете, где мы больше похожи на себя — больные или здоровые?
Грустно то, что иногда человек не видит других выходов на себя и способов предъявления себя миру.
Так вот, Покой. Однажды я прочла книгу «Белые одежды» Сергея Дудинцева. В ней о преследовании ученых биологов, долгая история длиною в жизнь.
Книга о Деле, которое нельзя предать, бросить и о людях, которые заняты этим делом своей жизни.
В конце книги герои рассуждают о счастье.
И приходят к удивительному заключению, так близкому мне и не только мне, но и многим философам разного времени и психологам современности.
Один из героев говорит:
«Мир нам дан такой, какой он есть. Ни прибавить, ни убавить.
А счастья в нем нет.
Не заблуждайся и не колеси зря в поисках. И не думай, и не мысли.
Счастье — в тебе. Когда положишь свою плоть, чтоб напитать ближних… Прольешь кровь, переплывешь моря страданий…
Вылезешь на берег еле живой… Тут счастье само тебя найдет, не помышляющего о нем. Будет стелиться перед тобой.
И никогда не надоест.
Счастье еще свободно выбирает достойного! Поймать его не пробуй».
А это стихи Андрея Белого тоже из эпилога этой книги.
«Как камень, пущенный из роковой пращи
Покоя ищешь ты. Покоя не ищи.
Покоя нет.»
Стремление к покою противоестественно, ведь абсолютный покой на кладбище.
А так, даже не надо далеко ходить, еще в детстве, помните, Черепаха Тортилла пела Буратино: «Никогда не знай покоя, плачь и смейся невпопад».
Итак… Гармонии нет… Покоя при жизни нет… А как же само счастье?
Счастье.
Иногда при вопросе о счастье, люди говорят нечто вроде «хорошо провести время», как будто мир — это бесконечная вечеринка, а для жизни необходимы какие-то особые условия.
Но когда начинаешь прояснять и углубляться с ними в это понятие, то, что они принимали за счастье и к чему так стремились, вдруг постепенно становиться рудой, только по цвету напоминающей золото и по-прежнему ускользает от них…
Я и многие мои коллеги зачастую обрушиваемся с критикой и на так называемую позитивную психологию, где пытаются свести боль к минимуму, а удовольствие к максимуму. Это не работало, и никогда не будет работать так, как нужно. Результат крайне неустойчив, как и у психофармакологии. Положительные изменения более стабильны, когда мы не пытаемся устранить боль, а вместе пытаемся разобраться, как она появилась и для чего в нашей жизни нужна. Полезней, когда мы заняты сами интеграцией новых знаний и опыта, а не следуем советам и предписаниям, или глушим долговременно боль таблетками.
Моя любимая часть. Реклама и счастье.
Реклама постоянно навязывает Счастливые образы и то как это Счастье должно выглядеть. Человек должен быть счастлив и точка. Умри, но будь счастлив! Сделай все для счастливого образа.
У меня была девушка клиентка 23 лет из семьи бизнесменов, и она как-то мне на одной из сессий сказала: «Образ моего мира такой — полянка с красивыми цветами в лесу, летают бабочки, пасутся единороги, а по краям этой полянки черные шкафы, куда я прячу все неприглядное». И так живет не только она одна.
Счастливые образы, добро пожаловать в соцсети, все неприглядное…
А все неприглядное куда? Все неприглядное вообще народ иногда не знает куда девать…
Счастливые взрослые, счастливые родители, отчаянно и из последних сил счастливый ребенок, заморенный взрослыми этим счастьем в кавычках.
И это не смешно! Это настоящая пандемия счастья! Да. Еще одна пандемия.
Детей и взрослых маловато, теперь активно взялись за старичков. Пока потихоньку… Но я думаю это только разбег…
Всяк старик, будь счастлив, несмотря ни на что. Тебе 70, а ты еще не на мопеде и не на роликах? Мы идем к тебе.
Когда-то я, читая на ежегодной Конференции психотерапевтической лиги свой первый доклад о счастье, предположила, что когда бизнес на Образе Счастливой старости достигнет пика, а затем начнет чахнуть, следующая ступень, это Счастливый уход из жизни, счастливый покойник, счастливые похороны и счастливые провожающие в последний путь, и где-то на западе что-то похожее есть… Просто у нас еще не совсем выстроены образы… Кто хочет идеи для нового бизнеса… Как говорится, не благодарите…
Но теперь у нас новое направление расцвело, и уже очень много пострадавших. Называется счастливый карантин. Выучи несколько языков, одновременно займи детей лепкой и рисованием, готовь сложные блюда, не забудь про фитнес и йогу, пой и танцуй и фото всего этого не забудь выложить в соцсети. И все это само по себе неплохо конечно, но выглядит, как очередная атака счастьем. При условии, что психика и так с трудом справляется с тревожным фоном, а тут новые непосильные для нее нагрузки. Но мои клиенты смотрят на весь этот карантинный рай в сети, и они расстроены, что у них не так, а на соответствие нет сил. Как говорится — хочешь стать несчастным, начни сравнивать.
Итак.
Гармония зыбка… Покой при жизни сомнителен. Счастье — ускользающий момент.
Как же нам быть? На что опираться?
Эмми Ван Дорцен пишет, из чего же складывается эта хорошая жизнь.
«Что человеку необходимо вернуть себе Свободу и постараться найти лучший способ бытия, если это возможно, но при этом быть готовым встретиться с худшим».
Помочь людям прожить хорошую жизнь по-своему, вот чем мы психологи занимаемся.
И эту хорошую жизнь важно не только найти и одержать в ней победу, ее необходимо создавать и воссоздавать все время.
И тут мы подходим к таким понятиям как Мужество, Победа и Радость.
Но об этом мы поговорим на следующей встрече.
Никогда не думала, что полюблю Ницше, но через Эмми Ван Дорцен это стало возможным.
Согласно Ницше, когда мы понимаем, что жизнь – это борьба, и что стоит отдавать ей все наши силы, стоит бороться и победить,
тогда нашей наградой станет победа,
ибо, что бы не случилось, мы будем жить наполненной жизнью, до опустошения, создавая произведение искусства, которое достойно того, чтобы его бесконечно повторяли.
К весьма схожему заключению пришёл Камю в своей книге о Сизифе. Он тоже увидел, что жизнь может быть тяжёлой и в высшей степени тщетной, так как нам приходится повторять одно и то же снова и снова.
Он показал, как Сизиф смог обрести смысл от самого процесса, когда он непрестанно катил в гору камень. В конечном итоге такого смысла достаточно, чтобы наполнить им человеческое сердце.
Мужество
Не достаточно раскапывать прошлое или настоящее, чтобы найти лекарство от переживаний человека; необходимо помочь ему пересмотреть всё своё отношение к жизни, к миру и к себе, и принять свой опыт.
В данном случае инсайт не настолько ценен. В качестве ведущей терапевтической силы инсайт заменяется мужеством.
Не испытывать ужаса перед жизнью — безусловно, одна из важнейших целей в искусстве жизни.
В общем так.
Ни счастья тебе, ни гармонии, ни покоя, одно сплошное мужество. Мужество жить и радоваться.
Удивительно, что люди в разные времена, разными способами, пройдя через свой опыт, пришли к похожим выводам о счастье. Вот что не перестает меня восхищать.
Замечательно о счастье на одном семинаре сказала Арнхильд Лоувенг, женщина терапевт из Норвегии, которой удалось не только заболеть шизофренией, но выйти из нее и стать психологом: «Счастье -это побочный эффект проживания значимой жизни».
Проект «Семья как благо» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.