Темой статьи является манипулятивное поведение, часто провоцирующее недопонимание и конфликты в семье. Подробно рассматриваются причины и виды манипуляций, анализируются механизмы возникновения данной стратегии поведения. Предлагаются возможные способы выхода из ситуаций манипулирования, а также установления правил общения в семье. Уделяется внимание необходимости повышения доверия между родителями и детьми, открытости и возможности проявления испытываемых эмоций.
Терехина Н.В. Семейный психолог ЦСУ ММОМ, клинический психолог, сертифицированный тренер ШПР, специалист по работе с психологической травмой в телесно-ориентированном подходе.
Очень часто клиенты и участники терапевтических групп говорят, что с трудом справляются с манипулированием со стороны детей.
Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусственное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
В практических целях иногда удобнее пользоваться непосредственно метафорой: манипуляция — это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.
Станет ли ребёнок манипулятором или нет – зависит от стиля общения в семье. Если родители постоянно манипулируют друг другом (распространенная фраза супругов «Если ты меня любишь, то сделаешь для меня…»), ребенок с раннего возраста научается такому способу взаимодействия.
Опытным путём он выбирает самый действенный способ добиваться своего:
- Ребенок может стать очень активным: везде лезть, всё опрокидывать, громко кричать, в общем, производить как можно больше шума.
- Стать «показательно рассеянным»: всё забывать, несколько раз на дню спрашивать, как чистить зубы, как застегнуть крючок, как зовут героя из любимой книжки и т.п. «Растяпа» всё делает медленно, разыгрывает из себя беспомощного хотя, на самом деле он всё прекрасно помнит и всё давно умеет.
- Понять, насколько удобно быть «болезненным ребёнком». Однажды заметив, в какой ужас привела маму его сыпь или температура, малыш запомнил её реакцию и научился пользоваться своим положением. Ребёнок твёрдо знает: родители бросят любимые дела и сядут рядом, если он заплачет или пожалуется на боль. Причем сначала это может быть осознанное притворство, а затем такой способ поведения может закрепляться и становиться все более неосознаваемым.
Например, перед уходом мамы на работу у ребенка может постоянно немного повышаться температура. Как только мама скажет, что остается дома, температура быстро станет нормальной.
Неповторимый образ манипулятора создала Астрид Линдгрен в сказке «Карлсон, который живёт на крыше». «Ты придёшь узнать, как я себя чувствую, и я тебе скажу, что я самый тяжело больной в мире. И ты меня спросишь, не хочу ли я чего-нибудь, и я тебе отвечу, что мне ничего не нужно. Ничего, кроме огромного торта, нескольких коробок печенья, горы шоколада и большого-пребольшого куля конфет!»?
Карлсон видел, что самое неприятное для Малыша – это перспектива остаться одному. Самая «убийственная» угроза Карлсона: «Нет, я так больше не играю!».
Психологические манипуляции можно условно разделить на группы:
- Двойное сообщение (противоречащие послания первой и второй части): «Если ты меня любишь – сделаешь за меня домашнее задание».
- Незаконченное сообщение: «Никто сегодня не хочет вывести на прогулку бедную собаку…».
- Треугольник: «Скажи папе, что он сегодня невыносим».
- Чрезмерное обобщение: «Все хорошие родители покупают детям крутые телефоны».
- Чтение мыслей: «Я точно знаю, что меня никто не любит и не жалеет».
Телесные и эмоциональные признаки того, что человеком манипулируют:
- Появление чувства потери контакта с реальностью (« когнитивного тумана») – смешение правды и лжи в сообщении.
- Дискомфортные ощущения в теле (нехватка воздуха, головокружение, «сосание под ложечкой», «кручение в животе»).
- Нерешительность, замешательство, непонимание как себя вести в данной ситуации.
- Чувство «использованности», которое может долго сохраняться.
Как можно прекратить манипулирование:
- Выйти из ситуации хотя бы на несколько минут под любым предлогом (телефонный звонок, выйти в туалет и т.д.).
2.Попробовать определить, какой из видов манипуляции сейчас используется.
- Отследить, где и какие возникли неприятные ощущения в теле ( у всех людей они разные).
- Некоторое время удерживать неприятные ощущений (чтобы они не ушли в неосознанные переживания).
- Попробовать разделить сказанную манипулятором фразу на «правду и ложь».
- Найти подходящий способ разведения манипуляции
Способы разведения:
- Выведение на прямой контакт. Если вас, например, просят: «Передай мужу, что он действует мне на нервы», можно ответить фразой: «Скажи ему это сам, вот он стоит».
- Конкретизация сообщения. Пример: «Когда ты говорила про прогулку с собакой, ты кому это сказала?»
- Отдельное рассмотрение каждой части, поиск противоречия, ответ на каждую часть отдельно. Пример: «Да, я тебя люблю. Но это не означает, что я должна за тебя делать домашнее задание. Это твоя задача».