Школа приемных родителей, как начало пути работы над собой


В этой статье семейный психолог, ведущая Школы приемных родителей Михайлова Наталья, расскажет о том, с чего начинается обучение в ШПР Марфо-Мариинской Обители.

Проект комплексной поддержки и помощи семьям «Семья как благо» осуществляется в Центре семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия по разным направлениям. Одно из них – обучение в Школе приемных родителей. Именно с него начинается сопровождение семьи, т.к. слушатели занимаются по углубленной программе и принимают участи в различных мероприятиях Центра. Важно создать атмосферу доверия, открытости, уважения и такта с будущими приемными родителями, чтобы работа в дальнейшем, когда ребенок будет принят в семью, была продуктивной.

В этой статье семейный психолог, ведущая ШПР Михайлова Наталья, расскажет о том, с чего начинается обучение.

Будущие слушатели ШПР, до обучения в Школе приемных родителей, проходят первичное собеседование, на котором они обязательно рассказывают, зачем они хотят пройти курс ШПР. Обычно ответы звучат похоже: получить знаниях об особенностях детей-сирот, подготовиться к приемному родительству, узнать информацию, реже — определиться, смогут ли они стать приемными родителями.  

Опыт сопровождения приемных родителей показал, что просто передать информацию, прочитать лекцию о детях-сиротах оказывается не достаточным. Уже на первых занятиях, посвященных знакомству, мотивации, опасениям и ожиданиям приемных родителей некоторые слушатели открывают новые неожиданные знания о себе. Например, оказывается, ожидание “быть нужной ребенку” может совсем не означать, что хочется согреть ребенка теплом, как это воспринималось до обучения, а может говорить о желании наполнить смыслом свою жизнь, которая без ребенка кажется бессмысленной. А за ожиданием “услышать детский смех” кроется, например, желание заполнить пустоту своей жизни, взяв приемного ребенка. Большая иллюзия, что ребенок способен что-то восполнить. Он сам очень нуждается в помощи и поддержке.

Так, практически, с самого начала Школы, наряду с получением новой информации и знаниями о приемном родительстве и о детях-сиротах, слушатели открывают в себе то, с чем появляется желание разобраться: это и собственные детские травмы, непережитые потери, дисфункциональное поведение, приобретенное в ранних детско-родительских отношениях, некритически усвоенные в процессе взросления убеждения и стереотипы. Стандартное количество занятий в Школе (13-15 занятий) не позволяет ведущим уделить больше внимания собственному опыту, а самим слушателям глубже заглянуть в себя. Поэтому мы посчитали необходимым увеличить количество занятий и ввели пять дополнительных, три из которых по содержанию являются психологическими — «Мифы и ожидания приемных родителей», «Строение психики. Фиксации при травме», «Благополучная и неблагополучная семья. Нарушение взаимоотношений в семье, пути преодоления», а два занятия посвящены христианскому пониманию семьи — «Духовная жизнь семьи», «Брак и воспитание».

Дополнительное занятие «Ожидания и опасения приемных родителей» позволили ведущим выделить время, чтобы слушатели могли сосредоточиться на своих ожиданиях и страхах в отношении самих себя. Как было упомянуто выше, сформулированное самим слушателем ожидание или опасение может скрывать в себе нечто, не всегда очевидное. На занятии слушатели не просто письменно формулируют и проговаривают свои надежды и страхи, но делятся ими с другими слушателями, анализируют их, раскрывают суть. Такая кропотливая работа, если слушатели к ней подходят честно и открыто, дает свой плод: опасения и ожидания приобретает новый смысл, открываются новой стороной для самого слушателя и заставляет его заново искать ответ на вопрос: «Зачем я хочу принять ребенка в свою семью?», «Что стоит за моим желание стать приемным родителем?»

Остальные два дополнительных занятия направлены на то, чтобы обернуть взгляд слушателей с проблем детей-сирот, на самих себя, а конкретно на тот тяжелый «багаж», который они выносят из своего опыта развития во взрослую жизнь, во взаимоотношения в семье, в том числе с потенциальным будущим ребенком. Рамки Школы приемных родителей не позволяют по-настоящему начать работать с этим «багажом», но если слушатели обнаруживают и признают, что он есть, это уже является огромным шагом к своему психологическому и духовному благополучию, что обязательно даст хорошие плоды в будущем приемном родительстве. Ребенок, вынужденный искать новую семью, — это всегда ребенок, претерпевший одно или несколько травматических событий в своей жизни. Взрослый, отрицающий, что в его жизни могли быть какие-то неблагополучные обстоятельства, оставившие рану его душе, рискует не увидеть неизлеченную рану в душе своего будущего приемного ребенка, а значит не сможет помочь ее залечить. Способность соперживать ребенку, пережившему трагические события в своей жизни, напрямую зависит от способности взрослого честно и открыто проживать свой болезненный опыт детства и взрослой жизни.

Так, Школа приемных родителей, становится для многих слушателей началом пути работы над собой – работы, которая, если она не прекращается и углубляется, становится навыком, необходимым для благополучного материнства, отцовства и супружества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *