Особенности воспитания ребенка с детским церебральным параличом в приемной семье

Детский церебральный паралич (ДЦП) является одним из наиболее «пугающих» заболеваний для людей, желающих усыновить ребенка. Встретив такой диагноз в медицинской карте ребенка, приемным родителям прежде всего нужно понимать, что эти дети нуждаются в правильном уходе и особом внимании.

Терехина Н.В., психолог Центра семейного устройства, тренер ШПР, травматерапевт в телесно-ориентированом подходе.

Будущим родителям необходимо реалистично оценить свои ресурсы (физические силы, наличие помощников, материальные и эмоциональные возможности). Кроме того, пригодятся знания об особенностях развития ребенка с ДЦП, в частности – о формировании образа тела.

На основе ощущений, восприятия и переживания своего тела у ребенка накапливается телесный опыт и формируется схема тела. У детей, оставшихся без попечения родителей, схема тела часто формируется с искажениями и задержками в связи с дефицитом физического контакта.

Здоровый человек всегда чувствует, в какой позе он находится и насколько ему удобно. У ребёнка с ДЦП нарушена передача нервных импульсов, ему сложно распознавать информацию, поступающую от органов и частей тела. Этим вызваны специфические движения ребенка, которые направлены на то чтобы проверять себя на правильность позы.

Ребёнку с ДЦП, особенно оставшемуся в раннем возрасте без попечения родителей, постоянно необходима обратная связь от окружающих его людей: «Да, ты сейчас хорошо сидишь». Возможно нарушение чувствительности тела, поэтому при общении с ребенком важно сообщать ему, к какой части его тела вы прикасаетесь и каким образом: «Сейчас я трогаю руки, я их глажу. Я пощипываю твои ноги».

Когда взрослый поглаживает или щипает тело ребенка, то он помогает ему сформировать представление о том, к какой части его тела прикасаются. Если люди, ухаживающие за ребенком-сиротой, мало обращают внимание на занятия такого рода, у него долго не сформируется представление о частях тела.

Важно говорить с ребенком с ДЦП (соответственно возрасту) о возрастных изменениях тела, помочь понять физические отличия мальчиков и девочек. В процессе повседневных занятий необходимо объяснять ребенку – зачем все это делается, проговаривать – какие конкретно физические качества помогает развивать то или иное упражнение.

Ребенок будет наблюдать, как родители в принявшей его семье относятся к своему телу – как говорят о нем, как принято заботиться о теле. Именно поэтому мамам детей с ДЦП советуют не забывать о себе, уделять особое внимание своим потребностям и интересам. Если мама будет жить «только для ребенка», это будет способствовать в дальнейшем возникновению чувства вины у последнего. Помимо этого, ребенку с ДЦП особенно важно, как в его новой семье относятся к людям с особенностями, как воспринимают физические недостатки.

Все дети с ДЦП в отличие от здоровых детей отчетливее “ощущают” свое тело и особенно его пораженные части. Их телесные переживания в большинстве случаев отражают глубинную зависимость от других людей. Эмоциональные оценки родителей участвуют в формировании у ребенка представления о себе и своих возможностях. Когда отец говорит своей дочке: «Ты моя принцесса, какая ты красивая»,– он прививает девочке позитивное отношение к своему телу. Оценки, получаемые от родителя противоположного пола, закладывают основу образа тела ребенка.

В целом важно, чтобы оба родителя говорили своим детям, что они прекрасны. Позитивная оценка родителей формирует у детей адекватную самооценку, активную позицию по отношению к окружающему миру.

Проект «Семья как благо» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *